Электронная почта для переписки: gazdiagnoz@ya.ru
|
|
 |
Основные методы контроля ЛЧ МГ используются для комплексного обследования и получения необходимой информации о техническом состоянии ЛЧ МГ. Процессы взаимодействия МГ с окружающей средой идут на больших территориях, оперативно оценить их масштабы и состояние трубопроводных ГТС можно лишь на основе применения дистанционных, в первую очередь, аэрокосмических методов (АКМ), позволяющих получать принципиально новую по качеству и полноте информацию не только в контрольных точках, но, что особенно важно, по всей трассе в целом. Информация, получаемая аэрокосмическими методами, может быть использована для: — оценки технического состояния магистральных газопроводов по материалам повторных аэрофотосъемок трасс; — прогнозирования процессов разрушения обвалования и обнажения газопроводов для выработки рекомендаций по ремонту; — оценки степени устойчивости ландшафтов к техногенным воздействиям при строительстве и эксплуатации газопроводов; — оценки влияния природной Среды на состояние магистральных газопроводов; — создания карт оценки местности по природно-техническим условиям эксплуатации. Диагностирование состояния трубопроводных ГТС, дорог и их воздействия на окружающую природную среду должно представлять циклический процесс, заключающийся в подготовке, получении и анализе первичной информации; определении основных параметров состояния элементов геотехнической инфраструктуры; отработке и анализе полученных результатов, принятии и разработке решений и осуществлении мероприятий по управлению ГТС (изменение режимов эксплуатации, корректировка и внедрение технических и др. мероприятий для защиты ГТС и окружающей природы, ремонт или реконструкция трубопроводов, дорог и др.). После этого вновь выполняются диагностирование состояния геотехнической инфраструктуры. Такие циклы должны выполняться систематически. При сравнении результатов мониторинга разных лет необходимо учитывать природно-климатические особенности этих лет с корректировкой на время проведения съемок. Для получения достоверной информации с помощью аэрокосмических методов осуществляется подбор, заказ и получение проектной, строительной, эксплуатационной документации, информационных материалов по результатам ранее выполненных исследований природно-технических условий трассы и прилегающей местности, литературных источников, материалов дистанционного зондирования; решение вопросов технического обеспечения; обновление и дополнение имеющейся априорной информации, ее частичная переинтерпретация; выполняется камеральное тематическое дешифрование различных материалов (фондовых, космических съемок, мелкомасштабных АФС и др.) и предварительное районирование по природно-техническим условиям эксплуатации; выявляются геодинамические зоны; выбираются эталонные участки; определяется необходимость и решаются научно-методические вопросы проведения аэросъемочных работ; проводятся аэросъемка, аэровизуальные, аэродесантные и наземные исследования. При выполнении наземных работ по всей трассе проводятся ландшафтно-индикационные исследования, осуществляются полевое дешифрирование материалов аэросъемок, визуальные наблюдения и наземное фотографирование присущих участков трассы. На эталонных участках проводятся: обустройство участка; инженерно-геологические и гидрогеологические исследования; топографические работы; исследования параметров технического состояния МГ и дорог. На этапе обработки полученной информации выполняется дешифрование полученных на предыдущем этапе материалов; проводятся фотограмметрические измерения (с использованием стереокомпаратора, координатного стола и т.д.) и на их основании оцениваются параметры технического состояния магистральных трубопроводов; уточняются схемы природно-технического районирования; оценивается активность геодинамических зон; выполняется оценка состояния трассы; проводится подготовка и обработка данных на ЭВМ с целью выявления инвариантных зависимостей взаимодействия трубопровода с окружающей средой. Для применения в диагностике трубопроводных ГТС могут быть рекомендованы фотографические (в т.ч. многозональная, тепловая, сканерная, телевизионная, радиолокационная съемки и аэровизуальные (аэродесантные) обследования). Космическая фотосъемка (КФС) является важным средством аэрокосмического мониторинга трубопроводных геотехнических систем. Она относительно недорога, покрывает всю изучаемую территорию и производится регулярно, что позволяет, используя минимальное количество опорных наземных данных, осуществлять контроль за состоянием действующих трубопроводов и давать прогноз их взаимодействия с окружающей средой на огромных территориях. Высокое качество и метричность материалов космической фотосъемки, особенно крупных и средних масштабов, позволяют при обработке на системах анализа изображения увеличивать их в десятки раз без потери инженерно-геологической информации, что позволяет получать тематические карты крупных масштабов (1:10000, 1:25000 и 1:50000). Аэрофотосъемка (АФС) — это съемка местности фотоаппаратом, установленным на летательном средстве (самолете, вертолете), на фотоматериал. В исследованиях трасс и территорий прокладки трубопроводов в сложных физико-географических условиях наибольшее значение имеют фотографические съемки средних и крупных масштабов на черно-белую и спектрозональную фотопленки. С точки зрения уменьшения объема последующей обработки АФС целесообразно проводить в масштабах порядка 1:50000. С учетом увеличения на синтезаторе масштаб рассматриваемого изображения будет около 1:7000. Для получения информации об инженерных сооружениях особое место занимает фотограмметрический метод. Применительно к диагностике трубопроводных ГТС фотограмметрический метод позволяет решать следующие задачи; измерять деформации трубопроводов; определять количество и измерять протяженность оголенных участков и участков с нарушением обвалования; следить за проявлением геодинамических процессов на трассе, к примеру, за изменением площадей (границ) болот и обводненных участков; контролировать выполнение ремонтных работ на трассе трубопроводов (оценка объема отсыпаемого или намытого грунта и т.д.). Основой всех фотограмметрических определений являются измерения пространственных координат точек фотографических изображений. Определение деформации трубопровода заключается в нахождении разности координат тождественных точек сооружения, измеренных на снимках аэрофотосъемки разновременных облетов трассы. Наиболее полная высококачественная информация о состоянии трасс и техническом состоянии трубопроводов (обводнение, увлажнение грунта, изменение уровня грунтовых вод, разрушение насыпи и обвалования, обнажение и деформация трубопровода, зарастание трассы и т.д.) может быть получена при использовании многозональной съемки. Большое распространение для обследований территорий месторождений и трасс трубопроводов получил метод аэровизуального обследования (АэВО) с помощью летательных средств, для опознавания и раскрытия содержания механизмов взаимодействия МГ с окружающей средой, визуальной оценки состояния отдельных объектов и элементов трубопроводных ГТС. К основным задачам АэВО трасс в системе диагностики трубопроводных ГТС относятся: — оперативный визуальный контроль состояния МГ; - предупреждение нарушений правил охраны и эксплуатации МГ; — проверка и уточнение информации, полученной в результате выполнения работ пред полевого этапа, уточнение программы целевых исследований; — получение дополнительной информации о состоянии элементов ГТС, которая недостаточно отражена в материалах дистанционного зондирования, а также о состоянии изменяющихся во времени процессов на трассе МГ. Аэво дает возможность: — визуального контроля состояния элементов трубопроводных ГТС, проложенных в сложных географических условиях; — обзорного исследования в короткий срок значительных по протяженности участков трассы трубопровода в их естественном виде при различных масштабах наблюдений, которые при необходимости могут быть оперативно скорректированы в процессе обследования; — изучения трассы не только в плановом изображении, но и в привычном — перспективном, т.е. восприятия форм и размеров элементов ГТС в обычных для газа ракурсах, облегчается также и обратный переход от перспективного восприятия местности к фото — или топооснове; при АФС получить такое двойное изображение не просто, т.к. требуется одновременная плановая и перспективная съемка, но и при этом будет зафиксирован только какой-нибудь определенный угол, под которым она производится; — изучения местности, по той проходит трасса. Аэво имеют большие преимущества перед наземными визуальными обследованиями: — облегчается обследование труднодоступных участков трассы ТМ; — расширяется полоса маршрутного обследования, а это позволяет оценить не только состояние трубопровода и пограничной полосы, но и прилегающих к трассе участков местности, что исключительно важно для оценки развития геодинамических процессов в районе прохождения трассы и раскрытия механизма взаимодействия МТ с геологической средой; — увеличиваются возможности полевого обследования, т.к. сверху видно то, что не различается или трудно определяется при наземном обследовании: к примеру, опознаются зоны перехода между контрастными типами местности, контур болота, границы потенциально-опасных или эталонных участков и т.д.; — перспективное восприятие местности заменяется планово-перспективным, напоминающим фотоплан (отдельный аэроснимок) или карту, что позволяет более обоснованно проводить генерализацию; — значительно сокращаются сроки и стоимость полевых работ. Аэрометоды не обеспечивают получения всего объема необходимой информации о состоянии элементов ГТС и динамике их изменения, поэтому они должны дополняться наземными работами. При этом должен использоваться эталонный метод. При использовании эталонного метода изучение трассы трубопровода производится выборочным путем, на отдельных ограниченных площадках — эталонных участках, являющихся репрезентативными по отношению к выделенным природно-антропогенным комплексам, а полученные данные экстраполируются на всю территорию трассы. Основными задачами наземных исследований на эталонных участках являются: решение методических вопросов, связанных с оперативной и объективной интерпретацией аэрокосмических данных; проверка точности и надежности информации, полученной с помощью аэрометодов, ее корректировка; получение дополнительной информации о параметрах элементов ГТС, которые недостаточно отражены в материалах аэросъемки или которые вообще невозможно определять с их помощью. Основой для выбора эталонных участков является районирование территории трассы по природно-техническим условиям. Они намечаются в пределах типичных природно-антропогенных комплексов. При этом рекомендуется выбирать не только те участки, где МТ находится в деформированном состоянии (отличном от проектного), но и благополучные участки. Состав наземных работ на эталонных участках зависит от конкретных задач исследований, а также от наличия точной и достоверной информации на исследуемый район. В процессе выполнения наземных работ осуществляется полевое дешифрирование материалов дистанционных съемок; спектрометрирование; проводятся детальные ландшафтно-индикационные исследования; инженерно-геологические, гидрогеологические и геокриологические исследования; режимные наблюдения за развитием геодинамических процессов; проводятся измерения пространственного положения трубопровода и опорных конструкций геодезическими методами; оценивается общее состояние обвалования и балластировки, проводятся обмеры грунтового валика; измеряются параметры электрозащиты трубопроводов; определяется состояние изоляции и теплоизоляции трубопроводов и другие работы. .
 
|